» » Характеристика интегрированная ati radeon 3000. Тестирование Radeon HD IGP и Intel HD Graphics

Характеристика интегрированная ati radeon 3000. Тестирование Radeon HD IGP и Intel HD Graphics

Возможности встроенного видеопроцессора Intel последнего поколения впечатляют. Во многих современных играх и играх прошлых лет Intel HD Graphics 3000 демонстрирует производительность на уровне дискретных видеокарт начального уровня. Потенциал производительности новинки многократно превосходят потенциал встроенной графики Intel предыдущего поколения – Intel GMA HD, что на практике означает возможность использования более высоких настроек графики в нетребовательных играх и возможность запуска современных игр, как правило, в режиме низких настроек качества.

В ходе тестирования было замечено, что с некоторыми играми Intel HD 3000 справляется не вполне успешно. В частности, возникали проблемы с уровнем яркости: в Left 4 Dead 2 и Supreme Commander игровая сцена оказалась слишком тёмной, а сцены в Sims 3 и HAWX 2 после изменения настройки разрешения, наоборот, получились слишком яркими. Между тем, Mafia II не запустилась вовсе. Будем надеяться, что с появлением новых версий драйвера возникшие проблемы будут решены.

Учитывая отличный уровень производительности новых четырёхъядерных процессоров Intel архитектурного поколения Sandy Bridge, нельзя не говорить о положительном влиянии центрального процессора на результаты тестирования быстродействия встроенной графики.

Говоря об Intel HD Graphics 3000, следует иметь в виду, что частота его работы может различаться в зависимости от конкретной модели процессора. В то время как встроенное в процессор Intel Core i7-2720QM видеоядро функционирует на частоте от 650 МГц до 1300 МГц, аналогичный диапазон значений для CPU Intel Core i7-2635QM составляет 650-1200 МГц, а для модели Intel Core i7-2630QM – 650-1100 МГц.

Процессоры класса ULV (с ультранизким энергопотреблением) характеризуются ещё меньшими частотными характеристиками – от 350 МГц до 900 МГц, что указывает на соответствующий более низкий уровень производительности. То же самое относится к конфигурациям, испытывающим ограничения со стороны системы охлаждения, поскольку этот фактор то может служить препятствием на пути к достижению максимальной производительности, достигаемой посредством использования технологии Intel Turbo Boost.

Свойство HD Graphics 3000рейтинг
Название ядра Sandy Bridge
Тип чипа Встроенный
Технологический процесс, мкм 0.032
Количество транзисторов, млн 995
Площадь ядра, мм² 216
Максимальное энергопотребление, Вт 35-95
Частота ядра, МГц 1350
Кол-во блоков растровых операций (ROP) 2
Количество текстурных процессоров (TMU) 4
Количество универсальных процессоров 12
Частота шейдерного домена, ГГц 1.35
Количество текстур на пискел за проход 128
Аппаратный T&L +
Тип памяти DDR3
Разрядность шины памяти, бит 64
Частота памяти DDR3, МГц 800
Пропускная способность памяти DDR3, Гб/с 12.8
Скорость PCI Express, максимум 16х v.2.0
Поддержка SLI/Crossfire Нет
Уровень анизотропной фильтрации 16x
Полноэкранное сглаживание Есть
Число сэмплов выборки MSAA 4x
Поддержка DirectX (версия) 10.1
Вершинные шейдеры 4.1
Геометрические шейдеры 1.0
Пиксельные шейдеры 4.1
Технологии вычислений общего назначения Quick Sync (Аппаратное ускорение кодирования и перекодирования видео)
Технология вывода объемного изображения Нет
Частота 1-го RAMDAC, МГц 350
Частота TMDS-трансмиттера, МГц Внешний
Поддержка DisplayPort Есть
Поддержка DualLink DVI Нет
Технология вывода сигнала на несколько мониторов Есть
Поддержка HDTV 1080p/1080i, поддерживается HDMI 1.4
Поддержка HDCP 1080p с аппаратным декодированием MPEG-2, VC-1, AVC
Встроенный аудиопроцессор Нет

Вступление

Эпоха современных встроенных графических решений от ATI началась ещё несколько лет назад, когда компанией был анонсирован сверхпопулярный набор системной логики Radeon Xpress 200 для процессоров AMD. Конечно, за несколько лет до этого канадская компания приятно удивила общественность анонсом Radeon 9100 IGP со встроенной Radeon 9200, однако на тот момент набор системной логики предназначался исключительно для процессоров Intel Pentium 4 и их производных.

Radeon Xpress 200 был несколько иным решением, ведь он не только нес в себе поддержку PCI-E на материнских платах, но и впервые предназначался для процессоров компании AMD, а не Intel, как это было раньше. Дебютировав в 2004 году, Xpress 200 прописался в невероятно огромном количестве материнских плат, активно используясь как в настольных компьютерах, так и в ноутбуках. Получив мощнейшее встроенное графическое ядро класса Radeon X300, (которое, кстати, являлось ничем иным как «самой народной видеокартой” Radeon 9600, но под PCI-E), пользователь вполне мог неплохо сэкономить на карточке для будущего апгрейда, первое время довольствуясь «встройкой».

реклама

Пусть видеоядро было слегка урезано по сравнению со своим дискретным аналогом в тактовых частотах, а видеопамять черпалась из оперативной, пользователям его хватало сполна. Одним из способов увеличения производительности встроенного решения Radeon Xpress 200 была распайка 16- или 32-Мбайтных чипов GDDR видеопамяти на материнской плате. По своей стоимости такие улучшения были копеечными, но общую производительность они поднимали весьма заметно, ведь в каждой игре такой “тюнинг” откликался лишними FPS.

Чипсет Radeon Xpress 200 прожил достаточно долго, и до 2007 года, с некоторыми изменениями, активно использовался в различных ноутбуках и на материнских платах в качестве основной видеоподсистемы. Правда, производитель успел сменить имя встроенного видеоядра сначала на Radeon X1100, а потом на Radeon X1200\X1250, вот только производительность данного решения оставалась примерно на том же уровне, что и в конце 2004 года.

Становилось ясно, что интегрированная графика ATi/AMD требует кардинальных изменений, тем более что к тому времени DirectX 10 и шейдеры под номером 4.0 уже активно использовались в большинстве среднеценовых и дешёвых решений.

Интегрированные Radeon HD

Бесконечная эволюция Radeon X200 наконец-то завершилась революцией, когда в 2008 году компания AMD представила линейку абсолютно новых чипсетов AMD 780G с интегрированным видеоядром Radeon HD 3200. На этот раз прообразом для него стало нечто среднее между Radeon HD 3450 и Radeon HD2400. Чип получил 40 скалярных процессоров, 4 текстурных блока и 4 блока ROP"s - такой мощной аппаратной начинки было достаточно для того, чтобы получить уровень производительности Radeon X1600 и играть в большинство современных игр, с лёгкостью переваривая даже игры на движке Unreal Engine 3.

Выпуск графических процессоров Radeon HD 3850 и 3870, состоявшийся в ноябре 2007 года, разом повлиял на расстановку сил во всей линейке видеокарт AMD. Radeon HD 3870, имея производительность не худшую (а в ряде случаев и лучшую), по сравнению с Radeon HD 2900XT, стала наиболее производительной картой, тогда как Radeon HD 3850 фактически продемонстрировала, какой в действительности должна быть игровая видеокарта, выбираемая с учетом соотношения цены и производительности (прежние карты уровня «ниже» 2900XT (из семейства Radeon HD 2600) откровенно не дотягивали до требований современных игр). Но две карты, по современным меркам, никак не могут составлять модельный ряд, поэтому развитие линейки видеокарт на основе чипов, изготавливаемых по 55 нм техпроцессу не заставило себя ждать, причем в обоих направлениях, как более дешевых карт, так и нового флагмана.

По случаю такого, несомненно, примечательного события, в московском ресторане «Дача на Покровке» состоялась пресс-конференция, на которую на сей раз были приглашены не только местные журналисты, но и коллеги со всей Восточной Европы. В качестве основного докладчика выступал уже знакомый нашим читателям Джузеппе Амато (Giuseppe Amato), технический директор по продажам и маркетингу AMD в регионе EMEAI. Перейдем сразу к сути.

В числе сильных сторон, которые в 2008 году AMD планирует использовать в качестве конкурентных преимуществ своих графических процессоров, входит:

  • Поддержка DirectX 10.1, впервые появившаяся у Radeon HD 3850/3870, будет распространена на все выходящие видеокарты (тогда как NVIDIA пока не планирует продвигаться дальше DirectX 10);
  • Возможность объединения видеокарт в CrossFire, включая режимы с количеством карт более трех, также будет принадлежностью практически всех карт, впрочем, у наиболее дешевых эта возможность традиционно будет реализована программно, без использования аппаратных мостиков;
  • Поддержка цифрового интерфейса DisplayPort и дальнейшее развитие специализированного блока UVD для аппаратного декодирования видео, сжатого в форматах H.264 и VC1, используемого на дисках Blu-ray и HD-DVD;
  • Наиболее прогрессивный, среди используемых для производства графических процессоров, техпроцесс (55 нм) и технология PowerPlay, динамически управляющая включением и выключением функциональных блоков в чипе, что позволяет снизить потребление энергии в режимах частичного задействования мощности графического ускорителя;
  • Дополнительные преимущества в случае установки графики от AMD на платформу, построенную также на компонентах (чипсет и процессор) от AMD. О том, что представляет собой платформа для энтузиастов , выпущенная осенью прошлого года, и мобильная , выпуск которой намечен на текущий год, мы уже рассказывали. В основе платформы для офисных и «домашне-медиацентровских» ПК под названием Cartwheel будут системные платы на чипсете с интегрированной графикой AMD 780G, с поддержкой DirectX 10, которые появятся в самом скором времени, и в продажу должны поступить не позднее марта. «Дополнительным преимуществом» в данном случае должна стать технология Hybrid CrossFire, позволяющая при установке видеокарты объединить ресурсы ее и графического ядра в чипсете.

Так отныне будет выглядеть линейка Radeon HD 3000. Что касается лидера, двухпроцессорной видеокарты Radeon HD 3870 X2, поскольку образцы уже имеются в нашей лаборатории, и в ближайшее время будет выпущен подробный практический материал, мы не будем заострять на нем свое внимание. В конце концов, успех такой карты напрямую зависит от производительности, в сравнении со стоящими равную сумму конкурентами в требовательных 3D-играх. А пока мы рассмотрим, какие преимущества должно принести обновление недорогих видеокарт из сегмента менее $100-150 (кстати, наиболее массового), где не все так однозначно. Хотя бы потому, что никто не покупает такие карты, чтобы играть на максимальных настройках качества и высоких разрешениях, а зачастую владельцы таких карт не испытывают интереса к тем играм (как правило, динамичным «стрелялкам»), которые повсеместно используются для измерения производительности карт, предпочитая более спокойные жанры и другие развлечения, в частности, смотрят кино.

В функциональных характеристиках Radeon HD 3650 нет каких-либо усечений относительно HD 3850/3870, наличествует и поддержка CrossFire, и декодера UVD, среди поддерживаемых интерфейсов есть как Dual Link DVI, так и HDMI, и наиболее современный DisplayPort, отличающийся удвоенной пропускной способностью и не требующий лицензионных отчислений, в отличие от HDMI, что должно ускорить его внедрение.

Удивляет количество возможных вариантов, в которых могут выпускаться карты на базе Radeon HD 3650, производители смогут устанавливать как GDDR3, так и DDR2, причем в обоих случаях (что не совсем правильно отмечено на слайде) может быть установлен разный объем памяти (256 или 512 МБ GDDR3 либо 256, 512 или 1024 МБ DDR2). Конечно, актуальность карт с гигабайтом DDR2-памяти невелика, а остальные варианты наверняка найдут своего потребителя.

Разумеется, при условии соответствия розничных цен рекомендованным, поскольку в таком случае корректно сравнение с Radeon HD 2600 Pro из предыдущей линейки, у которого 3650 уверенно выигрывает. В сравнении с GeForce 8600 GT также обещано преимущество всюду, даже в игре Crysis и других, связанных с высокой нагрузкой на шейдерные блоки.

Хотя в описании карт из семейства Radeon HD 3400 и есть ссылки на высокую (за свою цену) производительность в 3D, поскольку сама цена должна составить менее $50, по официальному позиционированию, эти карты уже не рассчитаны на любителей современных 3D-игр. Вернее, в первую очередь, рассчитаны на потребителей HD-видео контента.

В AMD сравнивают стоимость такой карты с парой HD-DVD дисков, такие затраты выглядят действительно соразмерным вложением средств. При том, что «умеют» такие карточки достаточно много, с их применением могут собираться медиацентры и домашние кинотеатры в компактном корпусе. Ввиду крайне низкого тепловыделения, большинство производителей будут комплектовать такие карты пассивным охлаждением. А по сравнению с ранними реализациями интегрированной поддержки HDMI, теперь есть и такое полезное дополнение, как поддержка передачи 5.1-канального звука в форматах Dolby Digital и DTS через этот интерфейс.

Radeon HD 3470 к тому же располагает совместимостью с будущим форматом HD-видео 1440p.

Референсные карты предполагают активное охлаждение с помощью дешевых малогабаритных кулеров, впрочем, как уже отмечалось, едва ли такие карты будут составлять большинство (может быть, лишь самые дешевые), более вероятно преобладание пассивных радиаторов. Вместе с тем интересно отметить, что референсный вариант HD 3450 имеет низкопрофильный формат и снабжен HDMI-выходом, для подключения монитора по DVI будет использоваться переходник. Эти карты будут первыми с поддержкой технологии Hybrid CrossFire, о которой стоит сказать несколько слов.

Основное предназначение в том, чтобы, несмотря на столь низкую стоимость в целом для платформы (ведь системные платы на чипсетах с интегрированным видео, особенно в формате mATX, также традиционно отличаются привлекательными ценами), все же обеспечить пользователям возможность поиграть в современные игры. Разумеется, в чисто практическом ключе, ни о каких выдающихся результатах в тестах с максимальными настройками графики и искусственно выкрученных настройках анизотропной фильтрации, и полноэкранного сглаживания, речи не идет. Второе преимущество от наличия в компьютере двух графических ядер состоит в возможности автоматического перехода на использование интегрированного в чипсет, более экономичного графического ядра, когда функции видеокарты по ускорению 3D или видеоконтента не востребованы. Наконец, мультимониторность, хоть и не относится к технологии Hybrid CrossFire напрямую (а напротив, реализуется при ее отключении), позволит, как и в случае с платами на чипсете AMD 690G, подключать к недорогому компьютеру до четырех мониторов. Что по мере снижения цен на ЖК-мониторы приобретает все большую практическую ценность, поскольку может быть полезно в самых разных ситуациях, для повышения комфорта и производительности труда, хоть и до сих пор по-старинке многими воспринимается как нечто экзотическое и мало кому доступное.

Насколько эффективным окажется совмещение возможностей интегрированного видео и графического ядра на видеокарте? Для готовящегося к выходу чипсета AMD 780G, который и будет располагать ответной поддержкой Hybrid CrossFire, и карты Radeon HD 3470 приводятся такие относительные величины, а именно, производительность должна увеличиться более чем в два раза, если за единицу принять скорость графического ядра в чипсете. Что в абсолютных величинах в ряде популярных игр должно соответствовать разнице между «неиграбельным» режимом и «играбельным». Звучит заманчиво, поскольку существовавшее до сих пор отставание между потребностями игр и возможностями графических ядер (даже наиболее удачных) в чипсетах, а также в самых дешевых видеокартах, общеизвестно, и сделать что-то для улучшения ситуации было бы неплохо. Мы, разумеется, как только появится возможность, проведем тестирование и выясним, насколько удачно эта идея реализована.

Intel HD Graphics 3000 – интегрированное графическое ядро, встраиваемое в центральные процессоры. В основном данный графический чип встраивается в старшие модели Intel Core i3, Core i5 и Core i7 поколения Sandy Bridge (второе поколение intel core i).

Технические характеристики

Характеристики HD Graphics 3000 несколько выше, нежели у его более младшего собрата (HD Graphics 2000), хотя и не на много. Но в целом чип по прежнему не выделяется ничем особенным.

Максимальная рабочая частота видеоадаптера достигает отметки в 1350MHz (реальное значение зависит от процессора, в паре с которым будет работать графический чип). HD Graphics 3000 оснащён неплохим количеством универсальных процессоров (12).

Память

Объём памяти зависит от выделенной для графического ядра ОЗУ, ведь интегрированные видеокарты не обладают собственной видеопамятью. То, сколько именно будет отдано оперативной памяти под нужды графического адаптера, зависит от настроек BIOS, но слишком большой объём выделить не получится, как бы вы этого не хотели.

Скорость работы видеокарты зависит от частоты и таймингов планок ОЗУ, используемых на компьютере. Это является слабым местом всех интегрированных решений, Intel HD Graphics 3000 не стал исключением. Разрядность шины составляет 64 бита, что невероятно мало.

По поддерживаемым API всё достаточно печально, вы сможете использовать DirectX 10.1 и OpenGL 3.3 (в Windows поддерживается лишь OpenGL 3.1). На текущий момент данные API безнадёжно устарели. В плане возможностей по монтажу и работе с графикой тоже всё плохо, поддержки Cuda или OpenCL тут нет, остаётся довольствоваться лишь наличием Quick Sync, а данный декодер поддерживается далеко не всеми программами. Хотя возможностей интегрированной графики недостаточно для полноценного монтажа видео.

С какими задачами справится такая видеокарта?

Работа с офисными приложениями, использование компьютера для выхода в интернет, просмотр HD/FullHD видео, фильмов или мультфильмов, базовая работа с графикой или монтажными приложениями, запуск старых игр - приблизительно весь список того, что может Intel HD Graphics 3000.

На большее можете даже не рассчитывать, такие фишки дискретных видеокарт, как разгон, тут полностью отсутствуют. Частично заменить разгон может технология Turbo Boost, хотя не стоит на неё возлагать большие надежды, внушительной прибавки к производительности она не даст.

Игровые возможности видеоадаптера

Если речь идёт исключительно о новинках игровой индустрии, то об этом можно полностью забыть. Очень мало какие игры пойдут на Intel HD Graphics 3000 по причине отсутствия поддержки современных API и слабой производительности.

Со старыми играми ситуация значительно лучше, большинство из них запустится и будут работать без проблем. Но тут имеются некоторые исключения, которые отлично работают на более слабых и старых дискретных решениях, но отказываются нормально запускаться на Intel HD Graphics.

Что с драйверами?

Недостаточно качественный драйвер - причина, по которой отказывается работать небольшая часть старых игр на данной видеокарте. Если для последних версий HD Graphics компания Intel постаралась исправить ситуацию, то про данную видеокарту уже забыли.

Хотя устанавливается драйвер очень просто, для этого достаточно перейти на сайт intel и загрузить необходимое ПО. Обновление драйверов также проблем не вызовет, всё интуитивно понятно. Для установки новой версии драйвера можно воспользоваться настройками Intel или вручную скачать обновлённый установочный пакет с официального сайта.

Для Linux отсутствует драйвер от производителя, вместо него используется свободное решение, идущее вместе с библиотеками Mesa3D. Обновление происходит автоматически, но если вы захотите обновиться вручную, придётся устанавливать последнюю версию Mesa3D и ядра Linux.

Сравнение с дискретными аналогами

Если проводить сравнение с видеокартами, то приблизительно равными по производительности являются бюджетные модели 4 или 5 поколения Nvidia, а также бюджетные модели Radeon HD 5 или 6 поколения. С данными видеоадаптерами Intel HD Graphics 3000 находится в паритете, более быстрые и мощные решения не оставят даже малейшего шанса интегрированному чипу, но и стоить такие видеокарты будут достаточно ощутимо.

Вывод

Intel HD Graphics 3000 – отличный выбор, если вам нужна офисная рабочая лошадка, а на покупку отдельной видеокарты нет никакого желания. Если вы не хотите играть в новинки или другие требовательные проекты, компьютер с интегрированным графическим чипом будет радовать вас долгое время.

Хардкорным геймерам и другим любителям играть в новинки не стоит даже смотреть в сторону HD Graphics 3000, видеокарта не сможет удовлетворить ваши потребности.